Статья 20 ЖК РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль

1. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:

1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;

2) требований к формированию фондов капитального ремонта;

3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;

7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;

9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;

10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;

11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

2. Предметом государственного жилищного надзора не является соблюдение юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее – управляющая организация), лицензионных требований.

3. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.

4. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в пунктах 1 – 11 части 1 настоящей статьи, в отношении муниципального жилищного фонда.

5. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее – органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации).

6. Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”.

7. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

8. При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

9. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

10. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от должности руководителя органа государственного жилищного надзора, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации. Назначение на должность и освобождение от должности главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

11. При организации и осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля используют в том числе размещенную в системе информацию.

12. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;

6) о понуждении к исполнению предписания.

13. Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

14. Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации издает приказ об организации выполнения поручения Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках государственного жилищного надзора, регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, муниципального жилищного контроля, если поручением не установлено иное.

15. Государственный контроль (надзор) за соблюдением региональными операторами требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

17. Предметом государственного контроля (надзора), указанного в части 16 настоящей статьи, является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе требований:

1) к содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

2) к ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также к обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и к соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

3) к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;

4) к порядку размещения информации в системе.

18. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является в том числе истечение одного года со дня:

1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

19. В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19 | ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС | Статья 21

Судебная практика по статье 20 ЖК РФ


  • Решение Савеловского районного суда города Москвы о признании решения общего собрания недействительным по делу №02-0528/2023

    Первая инстанция

    Требование: о признании решения общего собрания недействительным.
    Основание: общим собранием собствекнников недвижимости была выбрана в качестве управляющей организации многоквартирным домом ООО «Домоуправление». Общее собрание было оформлено Протоколом №2 от 15.09.2021г. Мосжилинспекцией было вынесено Распоряжение о приостановке внесения изменений в реестр лицензий УК ООО «Домоуправление» в связи с тем, что в Мосжилинспекцию поступил Протокол общего собрания собственников, в соответствии с которым принято решение о выборе управляющей организации ООО «Ультра-М», которая на основании Протокола от 06.09.2021г. внесла сведения в Мосжилинспекцию. Собственники помещений направили заявление от 12.10.2021г. в Мосжилинспекцию с просьбой приостановить регистрацию данных, так как представленные Протокол и остальной пакет документов поддельные. Мосжилинспекцией было вынесено Распоряжение о том, что ООО «Ультра-М» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами. 
    Результат: удовлетворено.

    Документ датирован:


  • Решение Пресненского районного суда города Москвы о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение по делу №02-0553/2023

    Первая инстанция

    Требование: о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить жилое помещение.
    Основание: Ж.Е.С. (истец 1) в составе семьи из 7 человек зарегистрирована по месту жительства, где на основании договора социального найма от 20 апреля 2016 занимает двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 44,7 кв.м., состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1997 года. Ж.Е.С. (истец 1) обратилась с заявлением о включении несовершеннолетних детей в состав граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением Департамента от 19 июля 2022 года Ж.Е.С. (истец 1), фио, фио, К.А.В. (истец 3), Ч.М.В. (истец 2) сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как обеспеченные площадью жилого помещения по норме предоставления, Ж.Е.С. (истец 1) отказано во включении фио, фио, в состав граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия семьи с учёта послужило то, что некоторые члены семьи состоят в браке с лицами, у которых имеется в собственности недвижимость.
    Результат: удовлетворено.

  • Решение Мещанского районного суда города Москвы о возмещении ущерба, причинённого заливом квартиры с Фонда капитального ремонта по делу №02-0463/2023

    Первая инстанция

    Требование: о возмещении ущерба, причинённого заливом квартиры с Фонда капитального ремонта.
    Основание: истцу на праве долевой собственности принадлежит квартира. 29 мая 2022 года и 17 июня 2022 года  в ходе производства капитального ремонта многоквартирного дома подрядной организацией ГБУ адрес «Жилищник адрес» произошло повреждение имущества принадлежащей истцу квартиры, что подтверждается Актом осмотра. Для определения стоимости восстановительного ремонта истец обратился в ЦСИ  «ВЕКТОр», так, согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта квартиры составляет сумма. В связи с чем  истец просит взыскать с ответчика в свою пользу ущерб, причинённый в результате действий подрядной организации, в размере сумма в счет возмещения материального ущерба, расходы по оплате независимой оценки в размере сумма, расходы на оплату юридических услуг в размере сумма,  компенсацию морального вреда сумма, неустойку, штраф.
    Результат: удовлетворено.

  • Решение Хорошевского районного суда города Москвы о признании недействительными решений общих собраний ТСН и собственников помещений по делу №2-0768/2023

    Первая инстанция

    Требование: о признании недействительными решений общих собраний ТСН и собственников помещений.
    Основание: истцы указывают, что они являются законными собственниками здания. При этом, ТСЖ «Силвер-Плэйс», ссылаясь на оспариваемые истцами решения, оформленные протоколом №1 от 24.10.2005 года и протоколом №41 от 25.10.2020 года, обратилось в Хорошевский районный суд г.Москвы с иском к фио, фио, Г.А.А. (истец 2) с требованиями о признании отсутствующим у них права собственности на указанное здание и признании на него права общей долевой собственности за собственниками жилых помещений в жилых корпусах №№ 1-7. 22.03.2022 года истцы Б.И.Б. (истец 1) (истец 1) и фио были привлечены к участию в деле, 05.04.2022 года, в связи с ознакомлением их представителя с материалами дела, узнали о Протоколе №1 от 24.10.2005 года и Протоколе №41 от 25.10.2020 года. Истцы полагают что их права нарушаются решениями, оформленными указанными протоколами, считают их незаконными, принятыми с нарушением законодательства, и не порождающими правовых последствий, в том числе по мотиву отсутствия необходимого кворума.
    Результат: удовлетворено частично.