– Решение Пресненского районного суда города Москвы о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии, о признании принятым на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по делу №02-3342/2023


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2023 года

адрес

Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при секретаре фио рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3342/2023 по иску П.А.Н. (истец) к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии, о признании принятым на жилищный учет до 01 марта 2005 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

П.А.Н. (истец) обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии, о признании принятым на жилищный учет до 01 марта 2005 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя свои требования тем, что 28 августа 2002 года истец обратился в Жилищную комиссию Минэкономразвития России (вх. № 1760 от 28.08.2002) с заявлением о постановке  на учёт по улучшению жилищных условий.

Протоколом № 5 заседания жилищной комиссии Минэкономразвития России от 29.08.2002г. П.А.Н. (истец) отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий. Вместе с тем, решение принято без законных на то оснований, отсутствие регистрации в адрес не является основанием для отказа в постановке на жилищный учет.

Истец П.А.Н. (истец) в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, по доводам подробно изложенным в письменном виде.

Третье лицо ДГИ адрес в судебное заседание не явилось, с ходатайством об отложении не обращалось, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно пунктам 5, 7 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма категориям граждан, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации, жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно положению части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в постановке на учет является представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

В судебном заседании установлено, что 28 августа 2002 года истец обратился в Жилищную комиссию Минэкономразвития России (вх. № 1760 от 28.08.2002) с заявлением о постановке  на учёт по улучшению жилищных условий.

Протоколом № 5 заседания жилищной комиссии Минэкономразвития России от 29.08.2002г. П.А.Н. (истец) отказано в постановке на учет по улучшению жилищных условий.

Из протокола следует, что согласно личного заявления регистрации и жилой площади в адрес и других регионах России не имеет. Документов, кроме личного заявления не представил.

Таким образом, П.А.Н. (истец) не представил документы, позволяющие установить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения и, соответственно, его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Отсутствие у фио регистрации по месту жительства в адрес само по себе не лишает его права обратиться в Минэкономразвития России с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Между тем для подтверждения своего права на обращение с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях истец должен подтвердить факт своего проживания на территории адрес.

Вместе с тем, довод истца о том, что жилое помещение по адресу адрес ему было предоставлено на законных основаниях в 2003 году ничем объективно не подтвержден.

Вступившим в законную силу решением Бутырского районного суда адрес от 04 июня 2013 года П.А.Н. (истец) выселен из помещения, расположенного по адресу адрес принадлежащая на праве оперативного управления Министерству экономического развития Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 мая 2016г. сделана запись регистрации № 77-77/012-77/012/004/2016-1291/1 без предоставления другого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, исходя из представленных заявителем документов, у Минэкономразвития России не имелось предусмотренных оснований для его постановки на жилищный учет.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.

Согласно статье 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Право на обжалования Протокола № 5 в части решения, принятого в отношении фио возникло с момента утверждения оспариваемого протокола, подписания его всеми членами жилищной комиссии, а именно от 29 августа 2002 г., а в суд П.А.Н. (истец) обратился 01.02.2023г, т.е. по истечении срока исковой давности, что также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске П.А.Н. (истец) к Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии, о признании принятым на жилищный учет до 01 марта 2005 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца, через Пресненский районный суд адрес.

Судья  А.И. Карпова

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 24.04.2023г.