– Решение Пресненского районного суда города Москвы о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечении отдельной жилой площади, по делу №02-3984/2023


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2023  г.

адрес

Резолютивная часть решения  объявлена 30 мая 2023  года

Мотивированное решение составлено  06 июня  2023  года

Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Кирьянен Э.Д., 

при помощнике  фио,

с участием истца Р.А.А. (истец),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3984/2023 по исковому заявлению   Р.А.А. (истец) (паспортные данные), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио, к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управа района Преображенское  (ОГРН: 1037739510423) о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечении отдельной жилой площади,

установил:

Р.А.А. (истец), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управа района Преображенское, просит признать  истцов нуждающимися  в  получении жилого помещения,  обязать ДГИ  принять  истцов  на жилищный учет в адрес, обязать принять истцов  на очередь на получение бесплатного земельного участка, положенного многодетной семье. 

В обоснование требований ссылается на то, что  заявители в составе 6 человек, проживают по адресу: адрес. 

Истец обратился в Департамент городского имущества адрес с заявлением по жилищному вопросу.

ДГИ отказал в признании семьи нуждающимися. Считает указанный отказ незаконным.

Истец  и законный представитель  фио явилась, требования поддержала.

Представитель ответчика,   не явился, извещен, представил возражения на иск.

Третьи лица не явились, извещены. 

Суд, руководствуясь ст. ст. 167169 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц. 

Суд, выслушав явившиеся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам. 

Пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ, устанавливающего, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности; перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

Согласно п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется по договору социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок и условия основания постановки жителей адрес на жилищный учет установлены Законом адрес от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения».

Согласно статье 7 Закона адрес № 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они: 1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом; 2) имеют гражданство Российской Федерации; 3) проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;_4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно статье 8 Закона адрес № 29 жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы ;2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения;3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц, для которых адрес является местом пребывания).

В соответствии с частью 1 статьи 9 закона адрес № 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.

Частью 3 статьи 9 Закона адрес № 29 учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Указанная учетная норма установлена субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.

Порядок признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях установлен статьёй 11 Закона адрес № 29, согласно которой:

Для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти адрес рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее – заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.

Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее – заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти адрес.

Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти адрес по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.

Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.

Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном законом адрес; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.

Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме «одно окно» или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.

Уполномоченные органы исполнительной власти адрес в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти адрес в рамках своих полномочий».

Рассмотрение заявлений жителей адрес о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 апреля 2011 года № 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 2.2 Регламента рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 № 115-ПП для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.

Согласно части 1 статьи 12 Закона адрес № 29 отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьёй 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона. 

Согласно ч. 5 и ч. 6 ст. 21 Закона адрес № 29 при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями адрес жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти адрес осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.

Как следует из материалов дела, заявители в составе 6 человек (Р.А.А. (истец),  фио,  фио,  фио,  фио, фио, проживающие по адресу: адрес,    обратились с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

Указанные заявители зарегистрированы по месту жительства по адресу: адрес, где на основании договора социального найма жилого помещения от 01.08.2020 № 5341-01-2020-1813847 занимают двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 42,6 кв. м. 

фио, фио на праве совместной собственности без определения долей являются собственниками квартиры площадью 23,5 кв. м (кадастровый номер 50:15:0040401:1994) по адресу: адрес, г.адрес.

Уведомлением Департамента от 26.12.2022 № 33-5-123538/22-(0)-1 Р.А.А. (истец) отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 2.10.1.2 административного регламента предоставления государственной услуги адрес «Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», поскольку представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти адрес документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Одним из условий постановки жителей адрес на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является признание их малоимущими в порядке, установленном законом адрес, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством адрес (п. 5 ст. 7 Закона № 29).

Размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя из 6 человек (с учетом квартиры, находящейся в собственности Р.А.А. (истец)) составляет 11,02 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона № 29 основаниям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях. 

Заявители и члены его семьи не признаются малоимущими, если размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто- либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи (п. 3 ст. 8 Закон адрес от 25.01.2006 № 7 «О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»).

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона адрес от 14.06.2006 года N 29 “Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения” учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.

Уровень обеспеченности площадью жилого помещения, приходящийся на каждого члена семьи истца, превышает установленный в адрес размер учетной нормы, в связи с чем  оснований для удовлетворения заявленных истцом требований суд не усматривает.

Кроме того, согласно копии паспорта, выписке из домовой книги от 20.12.2022 б/н фио паспортные данные, зарегистрирована в адрес по месту жительства с 2018 года, прибыла из адрес. Сведения о проживании Р.А.А. (истец) в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет отсутствуют, что не соответствует установленным п. 3 ст. 7 Закона № 29 условиям признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях. 

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. То есть, кроме малоимущих граждан, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

При этом согласно ст.7 Закона адрес от 14.06.2006 №29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» условия и основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, если они проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.

Поскольку фио к лицам, проживающим в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет – не относится, соответственно не соблюдено одно из обязательных условий для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях.

Между тем, стороной истца  решение об отказе в предоставлении государственной услуги не оспаривалось. Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований суд не усматривает.

Требования о признании нуждающимися не подлежит удовлетворению, поскольку  Суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

Требования об обязании поставить на учет по получению земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку в адрес предусмотрено предоставление компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании названного запроса (заявления) предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно путем предоставления компенсационной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Р.А.А. (истец), действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио, к Департаменту городского имущества г. Москвы, Управа района Преображенское о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обеспечении отдельной жилой площади,  отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца  через Пресненский районный суд    адрес.

Судья Кирьянен Э.Д.